Главная » Статьи » XX век


Послевоенные годы
Кокчетавская газета «Колхозный путь» 11 мая 1945 года писала: «Третий день после войны. Теплый солнечный день. На улицах Кокчетава небывалое оживление. Встречаясь, люди обнимались, целовали друг друга и со слезами радости на глазах поздравляли с Победой. Народ ликовал, и, казалось, его радости не было предела. Состоялся митинг трудящихся города, который превратился во всенародное торжество, яркую демонстрацию любви и преданности трудящихся своей Родине».
19 августа 1945 года в Кокчетав прибыл первый эшелон, доставивший воинов-победителей. Встречать их на перрон пришли почти все жители города.

В 1947 году была отменена карточная система на все промышленные и продовольственные товары, это способствовало укреплению покупательской способности жителей города, увеличилась сеть государственной и кооперативной торговли.
В 1949 году население города составляло 26 тыс. человек, а по переписи населения в 1959 году количество жителей в Кокчетаве увеличилось в два раза - 52,9 тыс. человек.

В марте 1946 года на сессии Верховного Совета СССР был принят четвертый пятилетний план. Начинали создаваться предприятия по переработке местного сырья, производству товаров народного потребления, продуктов питания и многое другое, что необходимо было для трудящихся области.

В конце 1946 года Механический завод перешел в ведомство Министерства легкой промышленности и стал выпускать оборудование и изделия для швейной и обувной промышленности. За годы 1946 - 48 гг. завод поставил около 20000 швейных машин, на которых трудились десятки тысяч рабочих, выпуская одежду и обувь для населения. В 1948 году завод был передан в подчинение Министерства машиностроения и приборостроения. С этого времени он стал специализироваться на выпуске весоизмерительной продукции, завод выпускает циферблатные указатели, различные типы весов и весовых устройств, хоккейные коньки и бытовые приборы.

В 1949 году был создан Уполномоченный Комитет мер и измерительных приборов при Кокчетавском облисполкоме депутатов трудящихся.
В штате было 4 человека: ст.госповеритель, ст.бухгалтер-экономист, госповеритель, работник лаборатории. Из Северо-Казахстанского облуправления было передано несколько образцовых приборов.
Основное направление деятельности формировалось параллельно деятельности Кокчетавского приборостроительного завода. В план производства были включены весы для взвешивания грудных детей. Это было начало производства весоизмерительных приборов в Казахстане.

Кокчетавский горбыткомбинат, возглавляемый Гениным Борисом Абрамовичем, четвертую пятилетку (1946 - 50 гг.) завершил за 3 года и 10 месяцев и был занесен в Книгу Почета Кокчетавского облместпрома и обкома профсоюза рабочих местной промышленности.

В этот период были построены и введены в эксплуатацию целый ряд предприятий. Это и кирпичный завод, и 2-этажное здание сапожного цеха, реконструирован и расширен швейный цех, построена кузница на 10 горнов, построено здание пищевого цеха (мельница, просорушка, маслобойка), помещение сапоговаляльного цеха, все цеха были механизированы большой и малой механизацией. В 1948 году вступила в строй построенная электростанция в 60 кВт, а в 1949 году построено здание железнодорожного вокзала.

Железнодорожный вокзал (фотография 60-х годов)

 Железнодорожный вокзал (фотография 1974 года)

В 1958 году на базе горпромкомбината в Кокчетаве была создана швейная фабрика, которая была названа именем "40 лет комсомола", она выпускала продукцию широкого ассортимента свыше 40 наименований. С 1965 года фабрика специализировалась на выпуске мужских и детских сорочек. В 1959 году вступил в строй Завод кислородно-дыхательной аппаратуры, выпускающий аппараты для искусственного дыхания, ингаляторы, применяемые в медицине.


В начале 50-х годов крайней улицей города со стороны железнодорожного вокзала была застраивающаяся улица Первого мая, ныне М. Габдуллина. Между городом и вокзалом был пустырь.
Совет Министров Каз. ССР рассмотрел Постановление N513 от 31 июля 1954 года "О строительстве и благоустройстве города Кокчетава", и был принят генеральный план развития областного центра. Выделено 45 тыс. рублей на озеленение и 100 тыс. рублей на строительство моста через Копинку, пересекающую город.
В соответствии с этим решением было намечено строительство гормолзавода, мясокомбината, универмага, книжного магазина и т.д.

Чтобы осуществить все намеченные планы строительства, в ноябре 1954 года был создан трест "Кокчетавстрой" . Его первым управляющим был Иван Корнилович Левченко. Трест размещался в старом одноэтажном здании по улице Островского. Основу специалистов, рабочих составляли молодые люди, прибывающие на целину с разных концов страны. В их числе были Л. И. Козлов, Т. А. Савенко и многие другие.
Первый палаточный городок строителей был разбит на берегу речки Копинки рядом с мостом недалеко от современного элеватора. Этот район до сих пор называют палаточным городком (микрорайон Строителей).

К концу 50-х годов соответственно генеральному плану развития города Кокчетава были построены здания кооперативного техникума, Дворца культуры железнодорожников, Дома культуры мехзавода, магазины и др. Жители области получили 3-этажный корпус областной больницы с полным комплектом медицинского оборудования.

Дворец культуры железнодорожников ( 1974 года )



Улицы стали застраиваться многоэтажными (в основном 3-этажными) жилыми домами, заасфальтирована была центральная улица К. Маркса. Город с вокзалом постепенно соединялся жилым массивом. Изменялась центральная площадь города. В 1957 году построили здание Дома Советов.

Дом Советов ( 1974 года )



В начале 1954 года в городе была одна автопассажирская линия, протяженностью 6 километров, ее обслуживали 2 автобуса, несколько такси. В 1956 году протяженность автопассажирских линий в городе составила до 20 километров, их обслуживали 12 автобусов, около десятка такси.


В 1955 году Кокчетав соединяется с Володаровкой узкоколейной линией протяженностью 90 км, в 1958 году завершается строительство железной дороги Кокчетав—Кзылту. Таким образом, Кокчетавская область пересекается железнодорожными линиями с юга на север и с востока на запад, а Кокчетав становится крупным железнодорожным узлом.

25 января 1949 года по улице Чапаева у подножия горы был основан мемориальный музей В.В.Куйбышева. Организатором и директором музея с 1948 - 1982 гг. была Елена Владимировна Куйбышева (сестра В.В.Куйбышева).

Музей В.В.Куйбышева



В эти годы в городе издается две областные газеты - на казахском языке "Кокшетау правдасы", на русском языке с 1944 года "Сталинское знамя", с 1956 года она переименована в "Кокчетавскую правду", с мая 1963 года в "Степной Маяк". 


Источник:
В. Терещук "Кокчетав. Фотопутеводитель”, 1983 г.

Фотографии Б. Подгорного из серии "города Казахстана" к 150 летию Кокчетава (1974 год)

сайт Kokshetau Online
Категория: XX век | Добавил: defaultNick (06.10.2012)
Просмотров: 1627 | Рейтинг: 0.0/0