Главная » Статьи » XX век |
|
Детская железная дорога
Детские железные дороги (ДЖД) — учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8—15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является узкоколейная железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников (обычно в летний период). В остальное время года на ДЖД проводится теоретическое обучение детей. Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к прототипу — железным дорогам общего пользования. Поэтому на ДЖД, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах. Принятые на ДЖД правила эксплуатации также максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования. Самая первая ДЖД в Казахстане открылась 9 июня 1946 года в Акмоле (впоследствии город назывался Целиноградом, а сейчас Астаной). В нашем городе детская железная дорога работала с 1978 по 1996 год. Торжественное открытие дороги состоялось в День железнодорожника 6 августа 1978 года, но официально день открытия считается 7 августа 1978 г.(эта дата указана в "Памятке юному железнодорожнику"). Кольцевой путь ДЖД был проложен в парке на южной окраине города у памятника борцам Революции, его длинна составляла 1,8 км. ДЖД имела одну станцию (Синегорье), в качестве станционных построек использовались кузова ширококолейных пассажирских вагонов завода имени Егорова. В одном из них размещались пост дежурного по станции и класс для инструктажей и планёрок. Во втором – зал ожидания. У станции, прямо на главном пути была устроена смотровая канава, была одна стрелка и тупик на большом удалении от пассажирского перрона. Учебный корпус детской дороги находился на другом конце города – рядом с железнодорожным вокзалом Подвижной состав состоял из тепловоза ТУ2-204 (до 1986 г., впоследствии переданный в Курорт Боровое, на Щучинскую ДЖД), а затем и ТУ2-041приписки депо Атбасар. Три пассажирских вагона PAFAWAG которые позднее были заменены отечественными ПВ40. Поскольку ни депо, ни хотя бы навеса на детской дороге не было, весь подвижной состав с закрытыми фанерой окнами зимовал у платформы, прямо под открытым небом. Из "Памятки юному железнодорожнику, г. Кокчетав": "Управление движением поездов, уход за тепловозом, вагонами, частичный ремонт и текущее содержание пути, устройств СЦБ и связи - выполняют юные железнодорожники - учащиеся с 5 по 10 класс. Кокчетавская детская железная дорога построена по предложению начальника Кокчетавского отделения дороги тов. Мухамедгалиева Л.М., силами работников узла станции Кокчетав, комсомольскими, пионерскими организациями и предприятиями города." В памятке так же записаны обязанности юных железнодорожников, указания и положения по личной безопасности, указания по организации работ, порядок работы юных железнодорожников, должностные инструкции, а так же правила вежливого поведения. (Скачать "Памятка юному железнодорожнику, г. Кокчетав") Дорога продолжала работать до 1995 года. Зимой 1995–1996 годов юные железнодорожники ещё посещали кружки, но начала летней практики так и не дождались. Осенью 1997 года станционные постройки были сожжены дотла, все светофоры побиты. Спустя несколько лет началась разборка путей, и уже к 2001 году никаких следов детской железной дороги не осталось. В документальном фильме о городе Кокчетаве есть фрагмент о детской железной дороге, в кадре тепловоз ТУ2-041, поезд «Юный кокчетавец», станция Синегорье. P.S. Это всё, что осталось от детской железной дороги. С лева фотография 1991 года, с права это же место в августе 2012 года. на этом месте была станция (фото 2012 г.) Источники: Документальном фильм "Город у Синегорья" студия Казахфильм, режиссёр Б. Мамаев, оператор А. Нарыжный, 1987 год Памятка юному железнодорожнику, г. Кокчетав В. Терещук "Кокчетав. Фотопутеводитель”, 1983 г. http://www.dzd-ussr.ru (Сайт посвящённый детским железным дорогам) Википедия | |
Просмотров: 3747 | |